ПРО ВДОХНОВЛЕНИЕ ТРИВИВАЛЬНЫМ
В разговоре с подругой всплыл интересный вопрос - как можно вдохновляться тривиальным? Ну, вот что это такое в "Цикаде" - вышел на пенсию, поехал на дачу, все так делают. Что тут такого? Как этим можно вдохновиться?
Вооооот, немедленно заорала я. Это же и есть самое захватывающее! Это же и есть самая интересная задача! Как из какой угодно точки выстроить вертикаль вверх? Как найти ту оптику, которая в приложении совершенно ко всему, сколько угодно бытовому и обыденному, может дать ощущение невероятной глубины? Как мне-автору ощутить, а потом передать это ощущение бездонной наполненности жизни, если я насекомое, тьфу, в смысле, если я маленький, совершенно обычный человек, который не то, чтоб мог встать и всех поразить величием духа и гениальностью?
Именно на этот вопрос так гениально отвечают Шон Тан, аниме "Мушиши" и поэзия.
Настоящая поэзия, в целом, всегда стоит на двух важных вещах - во-первых, на пристальном внимании к кому-то или чему-то. И, во-вторых, в подчеркивании, что опыт, проживаемый при направлении этого самого внимания на кого-то или что-то - это важный, глубокий, самоценный опыт. Можно сравнить поэтическое внимание с прожектором, которое выхватывает что-то из окружающего мира - и тем самым высвечивает всю ту бездну смыслов, которые таятся в чем угодно - но к чему у нас обычно нет доступа, потому что для этого нужно внимание определенного рода, и определенное количество свободного места в сознании - чтобы смыслам было куда распаковываться:)
Понятно, что в каких-то ситуациях этот тип внимания включать легче. Поэтому так много стихов, например, про любовь - если ты в кого-то влюбился, то очень естественно возникает ситуация, когда гений чистой красоты вплыл в комнату, и "предо мной воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и смех, и слезы, и любовь" (гормон, как известно, лучший друг поэта). В каких-то ситуациях сложнее - например, как сделать духоподъемное возвышающее своего читателя стихотворение из истории про то, как у тебя не получается отмыть тарелку и это тебя бесит! Бесит! Бесит!
А вот некоторые справляются:) Вот Кушнер, например.
Тарелку мыл под быстрою струей
И всё отмыть с нее хотел цветочек,
Приняв его за крошку, за сырой
Клочок еды, одной из проволочек
В ряду заминок эта тень была
Рассеянности, жизнь одолевавшей...
Смыть, смыть, стереть, добраться до бела,
До сути, нам сквозь сумрак просиявшей.
Но выяснилось: желто-голубой
Цветочек неделим и несмываем.
Ты ж просто недоволен сам собой,
Поэтому и мгла стоит за краем
Тоски, за срезом дней, за ободком,
Под пальцами приподнято-волнистым...
Поэзия, следи за пустяком,
Сперва за пустяком, потом за смыслом.
Я так, конечно, не умею, но, возможно, именно поэтому оно меня так безгранично и восхищает:)